Главная » 2017 » Апрель » 9 » Астрономы впервые узнали состав атмосферы «кузины Земли»
Астрономы впервые узнали состав атмосферы «кузины Земли»
GJ 1132b

Так художник представил себе атмосферу планеты GJ 1132b

Планетологи впервые смогли определить химический состав атмосферы планеты GJ 1132b, сопоставимой с Землей по размерам, и обнаружили в ней облака из водяного пара и метана.

За последние годы астрономы открыли несколько планет, претендующих на звание потенциального «двойника» Земли. Они схожи с нашей планетой размерами и плотностью и находятся внутри «зоны жизни» — на орбите, где вода может существовать на поверхности в жидком виде. Некоторые из них, такие как Проксима Центавра b или три планеты у звезды TRAPPIST-1, расположены совсем близко к Солнечной системе, и некоторые учёные уже рассматривают возможность отправки зондов к ним.

Химический состав их атмосферы остается загадкой для учёных из-за небольших размеров, мешающих изучению их спектра. Именно он хранит информацию по составу воздуха. Только одну относительно крупную «суперземлю», планету-алмаз 55 Cnc b в созвездии Рака, изучили подобным образом в прошлом году, и её атмосфера оказалась непригодной для жизни, так как она состоит из водорода, гелия и ядовитой синильной кислоты.

Джон Саутворт (John Southworth) из Кильского университета (Германия) и его коллеги совершили большой шаг вперёд в поисках настоящего двойника Земли, изучив химический состав атмосферы недавно открытого аналога Венеры — планеты GJ 1132b в созвездии Паруса.

Эта планета вращается вокруг красного карлика GJ 1132, удалённого от нас всего на 39 световых лет. Её поперечник лишь на 10% больше земного, а масса примерно в 1,5 раза выше, чем у нашей планеты. Благодаря небольшому расстоянию между звездой и планетой, на поверхности последней царят достаточно высокие температуры, равные примерно 100-300 градусам Цельсия.

Как отмечали ещё её первооткрыватели, GJ 1132b расположена достаточно близко к Земле и её звезда достаточно спокойна для того, чтобы астрономы могли «напрямую» изучать атмосферу планеты. Этим воспользовались Саутворт и его коллеги, изучившие её воздушные массы при помощи наземного 2,2 метрового телескопа в обсерватории Ла-Силла в Чили.

Анализ спектра планеты и звезды показал, что GJ 1132b обладает достаточно плотной и непрозрачной атмосферой, состоящей в основном из водных паров и метана. Как считают учёные, этот двойник Венеры может на самом деле представлять собой планету-океан, почти полностью покрытую водой, подобно Европе или Энцеладу. Это хорошо объясняло бы то, почему её воздух почти полностью состоит из водяных паров, а плотность недр гораздо ниже, чем у Земли, говорится в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Саутворт и его коллеги так же уточнили диаметр, массу и температуру GJ 1132b. Она оказалась чуть больше и горячее, чем думали её первооткрыватели — планета тяжелее Земли в 1,63 раза и больше её в 1,35 раза, а температура её поверхности приближается к 326 градусам Цельсия.

Жизнь в таких условиях вряд ли существует, однако возможность её наличия в более холодных слоях океана GJ 1132b пока нельзя исключать. Команда Саутворта планирует продолжать наблюдения за атмосферой этой «кузины» Земли при помощи «Хаббла» и ряда других мощных телескопов. Как надеются учёные, более продолжительные измерения помогут найти другие вещества в её воздухе и понять, насколько она отличается от Земли или похожа на нашу планету.

В любом случае, как подчеркивает Саутворт, открытие подобной атмосферы — положительная новость для поиска двойника Земли. Звёзды, похожие на GJ 1132, являются самыми многочисленными светилами во Вселенной, и присутствие планеты с густой и стабильной атмосферой указывает на то, что подобные «кузины» Земли — не редкость.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 178 | Добавил: astrolabia | Теги: экзопланета, АтмосферА, GJ 1132b | Рейтинг: 0.0/0