Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь "хвоста" чёрной дыры
Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь "хвоста" чёрной дыры
Астрофизики впервые смогли найти чёрную дыру, повёрнутую к нам таким образом, что её джет, "хвост" из частиц высокой энергии и электромагнитного излучения, можно изучить при помощи современных телескопов, и опубликовали предварительные результаты своих наблюдений в статье в журнале Nature.

Чёрная дыра перетягивает материю со звезды-компаньона и испускает часть её в виде джета. J. Miller-Jones (ICRAR) / Software by R. Hynes

На сегодняшний день известны два основных типа чёрных дыр — обычные чёрные дыры, возникшие в результате коллапса звезды, и их сверхмассивные "сёстры", существующие в центре галактик. Оба типа чёрных дыр способны поглощать материю и выбрасывать её в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью. Некоторые астрономы считают, что джеты обычных и сверхмассивных чёрных дыр формируются при помощи разных механизмов, в связи с чем их свойства должны отличаться.

Мариа Триго из Европейской южной обсерватории в Гархинге (Германия) и её коллеги смогли детально рассмотреть радиоспектр джета, изучить его свойства и обнаружить в нём "разогнанные" ионы водорода, наблюдая за двойной системой 4U 1630-47 в 2012 году. Этот объект состоит из чёрной дыры и вращающейся вокруг неё крупной звезды, материя которой постепенно "падает" на диск аккреции.