Главная » 2013 » Октябрь » 18 » Астрономы увидели, как звезда-красный сверхгигант сбрасывает "кожу"
Астрономы увидели, как звезда-красный сверхгигант сбрасывает "кожу"
Астрономы из Европейской южной обсерватории впервые смогли увидеть, как красный сверхгигант W26 — возможно, самая большая звезда в наблюдаемой Вселенной — сбрасывает газовую оболочку, говорится в статье, принятой к печати журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Звёздное сверхскопление Westerlund 1
Звёздное сверхскопление Westerlund 1. ESO/VPHAS+ Survey/N. Wright

Учёные из Великобритании, Чили, Германии и США во главе с Ником Райтом (Nick Wright) из университета Хэртфордшира изучали красный сверхгигант W26, который имеет диаметр в 1,5 тысячи раз больше солнечного. Он находится в скоплении Вестерлунд 1 в 16 тысячах световых лет от Земли в созвездии Жертвенника.

С этим скоплением связан ряд громких открытий — так, например, европейские астрономы в 2010 году заявили, что внутри него находится магнетар, нейтронная звезда с очень сильным магнитным полем, сформировавшаяся из звезды массой в 40 солнечных. Из-за того, что скопление окружено газом и пылью, астрономам трудно наблюдать за ним с Земли.

Группа Райта с помощью обзорного телескопа VST Европейской южной обсерватории смогли разглядеть огромное светящееся облако вокруг звезды W26. Изучив этот объект, они пришли к выводу, что эта туманность состоит из ионизированного водорода, а её зелёное свечение объясняется тем, что электроны "сорваны" со своих орбиталей. Это первое подобное открытие, раньше вокруг звёзд этого типа ионизированных облаков не находили.

Однако астрофизики считают, что W26 сама по себе слишком холодная звезда, чтобы заставить оболочку светиться. По их мнению, истинным источником ионизирующего излучения могут быть либо горячие молодые звёзды, разбросанные по всему скоплению, либо более слабый, но гораздо более горячий компаньон W26.

W26 закончит свою жизнь взрывом сверхновой. Исследование её оболочки поможет понять, как протекают процессы потери вещества массивными звёздами, а также процессы, которые, в конечном счете, и приводят к взрыву сверхновой.