Главная » 2015 » Май » 2 » Астрономы сфотографировали озеро из лавы на Ио
Астрономы сфотографировали озеро из лавы на Ио
Наземному телескопу LBT удалось получить уникальные снимки 200-километрового вулкана Локи на поверхности Ио, самой беспокойной планеты Солнечной системы, и детально рассмотреть гигантское озеро из лавы в его жерле, заявляют планетологи в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Инфракрасная фотография вулкана Локи на Ио

Инфракрасная фотография вулкана Локи на Ио, спутнике Юпитера

"Раньше нам удавалось увидеть яркие и весьма размытые пятна, вспыхивавшие в разных точках на поверхности Локи в прошлые годы. Чёткие фотографии с интерферометра LBT впервые показали нам, что это вспышки излучения возникают одновременно в разных точках внутри жерла. Это говорит о том, что подковообразная форма Локи возникла благодаря существованию в нём активного лавового озера, чьи недра активно перемешиваются", — заявила Имке де Патер (Imke de Pater) из университета Калифорнии в Беркли (США).

Де Патер и её коллеги получили одни из первых фотографий самого большого вулкана Ио со времен пролета "Вояджеров" мимо спутников Юпитера в 1979 году, при помощи необычного инфракрасного телескопа-интерферометра LBT.

LBT состоит из двух зеркал диаметром в 8,4 метра, объединённых в виртуальную 23-метровую поверхность при помощи вычислительных алгоритмов и особой методики наблюдений. В конце апреля текущего года другая группа учёных продемонстрировала, что разрешающей способности этого телескопа оказалось достаточно для того, чтобы увидеть экзопланеты в ближайшем к нам "двойнике" Солнечной системы, планетной системе HR 8799 в созвездии Пегаса.

Снимки Ио, полученные авторами статьи при помощи этого телескопа, оказались достаточно чёткими для того, чтобы подтвердить давние подозрения планетологов – под толстой коркой из застывшей лавы в жерле Локи скрывается огромное лавовое озеро. Его магма периодически выбирается на поверхность планеты у краев жерла, что и порождает те вспышки, которые замечали астрономы во время наблюдений на других телескопах.

Извергающийся вулкан на спутнике Юпитера Ио

Комбинированный инфракрасно-оптический снимок вулкана Локи, на котором можно увидеть подкову озера из лавы

Как полагают авторы статьи, дальнейшие наблюдения за Локи и другими вулканами Ио помогут им оценить, как гравитационное взаимодействие Юпитера и его самого беспокойного спутника приводит к разогреву недр планеты и всплескам геологической активности. Подобные наблюдения жизненно необходимы для того, чтобы понять, какие опасности могут грозить зонду Io Volcano Observer, который НАСА планирует отправить к Ио в 2021 году.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 458 | Добавил: astrolabia | Теги: Ио, вулкан Локи, жерло, интерферометр, лава | Рейтинг: 0.0/0