Главная » 2017 » Март » 16 » Астрономы открыли первую звезду, вращающуюся вокруг чёрной дыры
Астрономы открыли первую звезду, вращающуюся вокруг чёрной дыры
Белый карлик, поедаемый чёрной дырой

Так художник представил себе белый карлик, поедаемый чёрной дырой

Телескоп NuSTAR обнаружил в созвездии Тукана необычный белый карлик, который вращается вокруг чёрной дыры по крайне тесной орбите, совершая один виток вокруг «точки невозвращения» всего за 30 минут.

«Мы предполагаем, что эта звезда вращается вокруг чёрной дыры уже десятки миллионов лет, и что она потеряла большую часть своей массы. Со временем, когда она потеряет ещё больше массы, она начнет постепенно отдаляться от дыры, и превратится в экзотический холодный объект, похожий на алмазную планету, открытую несколько лет назад», — заявил Джеймс Миллер-Джонс (James Miller-Jones) из университета Кэртина в Перте (Австралия).

Чёрная дыра — это особая область в пространстве и времени, в которой силы гравитации настолько велики, что их не способны преодолеть даже объекты, которые двигаются со скоростью света, в том числе и сам свет.

«Обычные» чёрные дыры, в отличие от их сверхмассивных кузин в центрах далёких галактик, крайне сложно находить и изучать из-за их спокойного нрава. Об их присутствии мы можем узнать только по тому, как они искривляют свет других звёзд, а также по вспышкам радиоизлучения, вырабатываемых при поглощении ими сгустков материи.

Миллер-Джонс и его коллеги случайно открыли пример такой чёрной дыры, наблюдая за звездой 47 X9 в созвездии Тукана при помощи рентгеновского телескопа NuSTAR и ряда других наземных и космических обсерваторий. Как рассказывают учёные, изначально они считали её заурядной катаклизмической переменной звездой — парой из белого карлика и обычной звезды, яркость которой периодически вырастает в десятки раз из-за обмена материей между светилами.

Наблюдая за 47 X9, учёные заметили две необычных вещи — она излучала радиоволны, и её спектр был больше похож на спектр белого карлика, чем на спектр «большой» звезды. И то и другое заставило астрономов предположить, что на самом деле роль «нормальной» звезды играет белый карлик, а роль карлика — ещё более компактный и плотный объект. Им оказалась, как показали одновременные наблюдения при помощи радио- и рентгеновских телескопов, небольшая чёрная дыра массой в несколько Солнц.

Белый карлик, невольный компаньон этой чёрной дыры, почти касается её по космическим меркам — дистанция между ними всего в три раза больше, чем расстояние между Луной и Землей (300 тысяч километров). Благодаря этому белый карлик совершает один оборот вокруг чёрной дыры всего за 28 минут, а его материя постоянно перетекает на чёрную дыру, подпитывая её и формируя яркий диск аккреции, где периодически возникают мощные рентгеновские вспышки.

Как чёрная дыра и белый карлик сблизились, учёные пока не знают — это первый объект такого рода, который был когда-либо открыт астрономами. Как предполагают Миллер-Джонс и его коллеги, он мог возникнуть в результате экзотического столкновения чёрной дыры с красным гигантом. В результате столкновения внешние оболочки красного гиганта были выброшены в открытый космос, и на его месте осталось горячее ядро, ставшее белым карликом, и чёрная дыра, вращающаяся вокруг него, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

Со временем, благодаря излучению гравитационных волн, карлик и дыра сблизились настолько, что материя звезды начала «перетекать» на чёрную дыру. Это заставило карлик отдаляться, а не сближаться с чёрной дырой, что приведёт к тому, что обед чёрной дыры, длившийся десятки миллионов лет, наконец-то завершится. Как надеются учёные, дальнейшие наблюдения за 47 X9 помогут нам понять, откуда взялась эта чёрная дыра и как часто такие странные пары возникают в космосе.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 98 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрная дыра, белый карлик | Рейтинг: 0.0/0