Главная » 2015 » Февраль » 15 » Астрономы открыли целый выводок необычных двойных звёзд-"близнецов"
Астрономы открыли целый выводок необычных двойных звёзд-"близнецов"
Астрофизикам впервые удалось проследить за рождением почти двух десятков необычных двойных звёзд, одна из которых является гигантом, а вторая — карликом, что является первым известным человечеству примером подобных неравных космических "двойняшек", говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Синими точками отмечены все необычные двойные звёзды, а зелёными кругами – новорожденные пары звёзд-двойняшек. Фото: Moe M., Di Stefano R.

"Нам удалось найти их как раз в тот момент, который был идеальным для наблюдений. В принципе, можно сказать, что мы видим эти звёзды в гигантской космической "акушерской" — одна звезда уже родилась и полностью сформировалась, а вторая ещё не вышла из младенчества", — заявил Максвелл Мо (Maxwell Moe) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Мо и его коллега Розанна ди Стефано (Rosanne Di Stefano) изучали различные звёзды в крупнейшей соседке Млечного Пути, галактике Большое Магелланово Облако, пытаясь найти "живые" примеры двойных звёзд, чья масса различается как минимум в четыре или более раз.

Такие неравные звёзды-"близнецы" интересуют астрономов по той причине, что они считаются прародителями целого ряда крайне интересных объектов — сверхбыстрых пульсаров, рентгеновских двойных звёзд, а также сверхновых первого типа. Из-за большой разницы в светимости между "сёстрами", менее крупный компонент заметить крайне сложно, из-за чего среди астрономов до сих пор идут споры о природе таких светил и о том, как часто они встречаются и существуют ли они вообще.

Мо и ди Стефано смогли обнаружить сразу два десятка подобных звёзд, используя остроумную методику их поиска, которая ранее использовалась в основном для поиска планет вне Солнечной системы.

Американские астрофизики обратили внимание на то, что яркость двойных систем будет периодически падать, когда меньшее светило будет загораживать собой свет более крупного близнеца. Искать двойные звёзды таким способом совсем не просто, отмечают учёные, так как он требует очень чувствительных телескопов и сами звёзды должны быть повернуты в сторону Земли особым образом.

Используя эту технику, астрономам удалось найти сразу 18 двойных звёздных систем, масса более крупного светила в которых была выше солнечной в 6-16 раз, а меньшая звезда была примерна равна ему по массе. В среднем, такие звёзды совершают один оборот вокруг друг друга за 9-12 дней.

Когда Мо и ди Стефано начали анализировать свойства этих необычных пар, они заметили удивительный феномен — яркость менее крупного светила немного, но заметно менялась по мере удаления и сближения с крупной звездой. По всей видимости, свет более крупной звезды отражается от газовой оболочки её меньшего спутника, превращая его в некое звёздное подобие Луны.

Это открытие, как утверждают астрономы, говорит о том, что они имеют дело с ещё не сформировавшимся светилом, чья материя ещё не успела сжаться, и в чьих недрах ещё не начались термоядерные реакции. Большое количество таких светил и разнообразие их форм, по словам авторов статьи, свидетельствует о том, что такие  неравные звезды-"близнецы" встречаются гораздо чаще, чем показывали теоретические расчёты.