Главная » 2015 » Март » 22 » Астрономы обнаружили миллион звёзд, формирующихся в соседней галактике
Астрономы обнаружили миллион звёзд, формирующихся в соседней галактике
Соседняя с нами галактика в созвездии Центавра переживает мощнейшую вспышку звездообразования, в результате которой в ней одновременно формируется около миллиона новых светил, рассказали астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

Композитная фотография галактики NGC 5253 в созвездии Центавра

Композитная фотография галактики NGC 5253 в созвездии Центавра и гигантского родильного дома в ней. Фото: Jean Turner.

"Человечество и Земля являются в прямом смысле космической пылью, а это скопление в галактике NGC 5253 является настоящей фабрикой по производству звёзд и космической сажи. Сегодня мы видим в ней пыль, которую породили звёзды. Обычно, когда мы смотрим на семейства звёзд, светила в них давно развеяли все запасы породивших их газа и пыли, но этого пока не произошло в нашем скоплении", — рассказывает Джин Тёрнер (Jean Turner) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Тёрнер и её коллеги обнаружили крупнейшие из известных нам звёздных яслей в далёких галактиках, наблюдая за карликовыми спутниками Млечного Пути при помощи радиотелескопа SMA, способного следить за самыми холодными уголками космоса в субмиллиметровом диапазоне.

Наблюдая за небольшой эллиптической галактикой NGC 5253, удаленной от нас на 10 миллионов световых лет в сторону созвездия Центавра, астрономы заметили внутри неё гигантское скопление холодного газа и пыли, получившее имя "Облако D". Только лишь масса пыли в этих гигантских "звёздных яслях" превышает солнечную в рекордные 15 тысяч раз.

Возраст этого скопления газа и пыли, по оценкам авторов статьи, не превышает и трёх миллионов лет, что означает, что в нём сегодня формируются зародыши светил и молодые звёзды. Учитывая гигантские размеры "Облака D", сегодня в нём должны формироваться свыше миллиона новых светил, что в десять раз больше того, что предсказывает теория.

По словам учёных, неожиданно сверхвысокие темпы работы "звёздных ясель" можно объяснить тем, что в нём присутствует аномально много тёмной материи, вероятно заставляющей газ Облака D скапливаться в более плотные комки, чем это происходит в обычных скоплениях в нашей Галактике.

Век таких гигантских звёздных "родильных домов" крайне недолог — в Облаке D присутствует сразу несколько тысяч суперярких звёзд-гигантов, чья жизнь обычно длится единицы или десятки миллионов лет. В ближайшем будущем они взорвутся в виде мощных сверхновых, которые разбросают газ и пыль и прекратят процессы звездообразования. Пока в скоплении не произошло ни одного взрыва сверхновой, и авторы статьи надеются, что им удастся застать такое знаменательное событие.