Главная » 2014 » Июль » 9 » Астрономы обнаружили «горячее пятно»
Астрономы обнаружили «горячее пятно»
В «окрестностях» Большой Медведицы найден источник космических лучей ультравысоких энергий. Его обнаружила международная группа из 125 учёных, в том числе и из нашей страны. Источник можно по праву назвать горячим, поскольку энергии его частиц составляют около 5,7x1019 электронвольт.

Карта северного неба с горячим пятном

Карта северного неба с «горячим пятном» (красного цвета). depositphotos.ruK. Kawata, University of Tokyo Institute for Cosmic Ray Research.

Подозрение о наличии в этом месте космического «гейзера» возникло несколько лет назад. Данные об этой точке неба исследователи собирали с 11 мая 2008 года по 4 мая прошлого года. В течение этого периода учёные зафиксировали 72 события, связанные с космическими лучами высоких энергий. И эти пять лет, и оставшийся год астрономы потратили на анализ собранного материала.

Высокоэнергетические космические лучи представляют собой потоки частиц, которые движутся с высокими скоростями. Среди этих частиц, как выяснили учёные, есть протоны и, вероятно, гелий и ядра азота. Энергия частиц в подобных лучах имеет порядок от 1018 электронвольт. Космические лучи приходят в нашу галактику из окружающего космоса.

Самый мощный поток подобных космических лучей был зарегистрирован в 1991 году обсерваторией, расположенной на армейском полигоне в штате Юта (США).

Для исследования космических лучей в свое время был создан специальный международный проект – Telescope Array Project. Основные мощности проекта – около 500 сцинтилляционных детекторов, расположенных на территории более 300 квадратных километров в пустыне в штате Юта.

Интересно, что эти космические лучи, долетая до Земли и взаимодействуя с молекулами атмосферы, создают атмосферные ливни.

По мнению специалистов, основной источник высокоэнергетических космических лучей – активные галактические ядра, в которых часть космической материи падает на чёрную дыру, а часть – выбрасывается в космос. Но есть и другая точка зрения, согласно которой эти лучи исходят от сверхновых звёзд. А вот наше Солнце или другие звезды, которым пока или вообще не суждено вспыхнуть как сверхновым, способны произвести космические лучи куда более меньших энергий.

Рассматривая причины возникновения частиц высоких энергий, исследователи выдвигают также гипотезы о том, что они образовались в результате ударных волн от сталкивающихся галактик и распада космических струн.

Учёные наблюдали подобные лучи в той области, где, как предполагается, находятся структуры, состоящие из известной науке материи. Это обстоятельство может стать свидетельством в пользу того, что подобные высокоэнергетические лучи связаны не экзотическими объектами, а с обычным барионным веществом.

Астрономам очень бы хотелось продолжить свои наблюдения за космическими лучами. Для чего планируется увеличить мощности существующей для этого аппаратуры. Поэтому число детекторов Telescope Array Project в штате Юта вырастет до 1100, территории же, на которых установлены телескопы, увеличатся в четыре раза.