Главная » 2014 » Январь » 30 » Астрономы научились "видеть" чёрные дыры сквозь плотные облака пыли
Астрономы научились "видеть" чёрные дыры сквозь плотные облака пыли
Астрономы разработали и применили методику, которая позволит изучать сверхмассивные чёрные дыры, "спрятанные" за плотными завесами межзвёздного газа и пыли, говорится в статье японских учёных, опубликованной в Astrophysical Journal.

Считается, что в центре каждой галактики находится источник мощнейшего радиоизлучения, который, вероятно, является сверхмассивной чёрной дырой. Однако при помощи наблюдений подобные объекты удается обнаружить далеко не всегда. Отчасти это связано с тем, что излучение сверхмассивных чёрных дыр трудно отличить от излучения новорожденных звездообразований, а также с тем, что объекты скрыты от наблюдателя облаками межзвёздного газа и пыли.

Группе под руководством Масатоши Иманиши (Masatoshi Imanishi) из японской Национальной астрономической обсерватории (NAOJ) удалось разработать метод, который позволил телескопу IRCS не только отличить излучение сверхмассивных черных дыр от излучения новорожденных звёзд, но и "увидеть" их сквозь плотные облака пыли и газа.

Лучше всего сверхмассивные чёрные дыры "видны", когда на них падает вещество (процесс аккреции). Некоторые галактики даже называют "активными" из-за специфического интенсивного излучения, которое, вероятно, вырабатывается во время аккреции на поверхность сверхмассивной чёрной дыры. Учёные сделали инфракрасные снимки 29 насыщенных газом сливающихся галактик в недоступных глазу волновых диапазонах, чувствительных к излучению активных галактик (с длиной волны 2,2 и 3,8 микрона). В 28 случаях им удалось запечатлеть излучение активного ядра галактики, отделив его от других источников.

Инфракрасные снимки галактик, на которых видны признаки присутствия сверхмассивных чёрных дыр, в частности, выбросы вещества.

Учёные, однако, отмечают, что лишь в 4 случаях из 29 активные ядра наблюдались у обеих сливающихся галактик. Это позволило учёным предположить, что активность сверхмассивной чёрной дыры зависит не от общих характеристик галактики, а от непосредственного окружения самой чёрной дыры.