Главная » 2013 » Декабрь » 20 » Астрономы научились определять массу планет по спектру их излучения
Астрономы научились определять массу планет по спектру их излучения
Американские астрономы научились достаточно точно определять массу крупных экзопланет вне Солнечной системы по особенностям в их спектре излучения, что поможет получать больше информации о спутниках далеких звёзд, чья высокая яркость не позволяет "взвешивать" планеты традиционными способами, говорится в статье в журнале Science.

"Масса планеты влияет на все её свойства. И поэтому если вы не знаете массу, то у вас не будет понятия и о большей части характеристик, необходимых для оценки пригодности планеты к жизни. При этом наша методика позволяет вычислить не только массу планеты, но и некоторые свойства её атмосферы", — заявила Жульен де Вит из Массачусетского технологического института (США).

Де Вит и её коллега Сара Сигер разработали новую методику "взвешивания" планет, обратив внимание на то, что плотность и другие характеристики атмосферы зависят от массы небесного тела. Чем тяжелее планета, тем сильнее она притягивает свою воздушную оболочку и тем плотнее становится атмосфера. В свою очередь, уплотнение атмосферы отражается на её спектральных характеристиках, благодаря чему спектр планеты содержит в себе информацию о её приблизительной массе.

Авторы статьи решили проверить эти выкладки, вычислив массу хорошо изученной планеты — газового гиганта HD 189733b в созвездии Лисички, снимки которого были недавно получены при помощи телескопа "Хаббл". Учёные собрали спектральные данные, полученные в ходе наблюдений за этой планетой в последние годы при помощи наземных и орбитальных телескопов, и вычислили её массу.
Газовый гигант HD 189733b
По их расчетам, масса HD 189733b должна была превышать юпитерианскую в 1,14 раза, что очень близко к тем значениям, которые были получены при помощи классической методики лучевых скоростей — 1,15 массы Юпитера. В отличие от "классики", методика де Вит работает и для очень ярких звёзд и небольших планет-"двойников" Земли, удалённых от нас на расстояние в несколько сотен световых лет.