Главная » 2016 » Июль » 26 » Астрономы нашли «матрёшку» из четырёх планет
Астрономы нашли «матрёшку» из четырёх планет
Планетная система Kepler-80 глазами художника

Планетологи обнаружили, что недавно открытая планетная система Kepler-80 представляет собой необычную «матрёшку» — вращение четырёх из пяти её планет синхронизировано таким образом, что они выстраиваются в одну и ту же фигуру каждые 27 дней.

Система Kepler-80 была открыта орбитальным телескопом «Кеплер» в 2012 году. Она расположена в созвездии Лебедя, на расстоянии в 1,1 тысячи световых лет от Земли. В ней обитает сразу пять планет, вращающихся вокруг относительно молодой звезды Kepler-80 очень тесным образом — дистанция от самой дальней планеты до светила меньше, чем расстояние между Землёй и Солнцем в 10 раз.

Этот факт, как объясняют Мария Макдональд (Mariah McDonald) и Дарин Рагозин (Darin Ragozzine) из Технологического института Флориды (США), делает Kepler-80 самой «перенаселённой» планетной системой из тех, которые известны астрономам на сегодняшний день. Тесное соседство планет, по словам учёных, интересно с точки зрения стабильности их орбит и того, как их взаимодействие влияет на их вращение.

Макдональд и Рогозин попытались понять, как планетам Kepler-80 удается сохранять стабильность, наблюдая за тем, как проходы каждой из них снижали яркость светила. Так как планеты совершали один виток вокруг звезды за крайне небольшое время — от одного до десяти дней — планетологам удалось быстро накопить достаточно данных для вычисления масс планет и раскрытия характера их движения по орбите.

Как выяснилось, последние четыре планеты в Kepler-80 были объединены необычным образом — их вращение было синхронизировано таким образом, что вторая планета, Kepler-80d, совершала по три витка вокруг звезды на каждые два витка третьей планеты, Kepler-80e. Аналогично, на каждые три витка Kepler-80e приходилось по два витка четвёртой планеты, Kepler-80b. В свою очередь, Kepler-80b совершала четыре оборота вокруг «материнской» звезды за то же самое время, которое её дальняя соседка, Kepler-80c, тратила на три оборота.

Подобная организация планет в орбитальную «матрёшку» с зависящими друг от друга частями приводит к тому, что каждые 27 дней планеты системы Kepler-80 выстраиваются в одну и ту же фигуру, образуя относительно редкие в Солнечной системе «парады» из четырёх планет.

Такие орбитальные связи, по словам учёных, удерживают эту планетную систему от распада и столкновений между планетами, каждая из которых тяжелее Земли в 6 раз и заметно превышает её по диаметру, и при этом все они расположены на клочке пространства, которое примерно в три раза меньше, чем средний радиус орбиты Меркурия.

Как возникла эта система? Пока у астрономов нет определённых ответов на этот вопрос, но они предполагают, что эти планеты родились на дальних подступах системы и мигрировали к Kepler-80 после того, как они были объединены в орбитальную «матрёшку». Её изучение, как надеются Макдональд и Рагозин, поможет понять, как возникают такие перенаселённые системы и насколко они пригодны для зарождения жизни.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 216 | Добавил: astrolabia | Теги: Kepler-80, Кеплер, матрёшка | Рейтинг: 0.0/0