Главная » 2015 » Апрель » 28 » Астрономы нашли космические "цунами", пробуждающие мёртвые галактики
Астрономы нашли космические "цунами", пробуждающие мёртвые галактики
Безжизненные эллиптические галактики, где больше не формируются новые звёзды, могут быть "воскрешены" благодаря гигантским космическим "цунами" – волнам, порождаемым в результате столкновения соседних галактик, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Гигантская волна-цунами в скоплении Сосиска

Гигантская волна-цунами в скоплении Сосиска. Фото: Andra Stroe

"Мы думали, что другие галактики будут простыми зрителями во время столкновений их соседок, но, как оказалось, они играют в них ведущую роль. Галактики в скоплении Сосиски, впавшие в кому в далёком прошлом, пробудились и начали формировать звёзды с умопомрачительной скоростью. Когда мы впервые увидели это в данных наблюдений, мы просто не поверили свои глазам", — заявила Андра Стро (Andra Stroe) из Лейденского университета (Голландия).

Стро и её коллеги пришли к такому выводу, анализируя данные, собранные при помощи ряда наземных телескопов во время наблюдений за двумя скоплениями галактик — CIZA J2242.8+5301 в созвездии Ящерицы, которое сами учёные называют "Сосиской", и "Зубочисткой" 1RXS J0603.3+4213 в созвездии Возничего.

Данные скопления достаточно давно привлекают внимание учёных по той причине, что они сейчас переживают период интенсивных столкновений и слияний отдельных галактик внутри них, наблюдения за которыми помогают учёным раскрывать свойства тёмной материи и то, как она взаимодействует со скоплениями её видимой "тёзки".

Наблюдая за "Сосиской", авторам статьи удалось обнаружить удивительную вещь – мощнейшие ударные волны, порождаемые сталкивающимися парами галактик, заметно меняли структуру не только межгалактической среды, но и их близлежащих соседок. Эти волны перемешивали материю галактик, заставляя её объединяться в комки и заметно охлаждаться, тем самым создавая все условия для появления "звёздных яслей" и рождения новых звёзд.

Композитный снимок скопления Сосиска, жёлтыми кругами отмечены воскрешённые галактики. Фото: Andra Stroe

Как утверждают учёные, подобное возрождение будет длиться крайне недолго – благодаря слишком эффективному перемешиванию газа в галактиках, в них будут преимущественно рождаться крупные звёзды, которые проживут лишь несколько миллионов лет и затем взорвутся в виде мощных сверхновых, которые выбросят останки газа из "звёздных яслей" и снова вернут "Сосиску" в безжизненное состояние.

В ближайшее время учёные попытаются понять, происходят ли подобные процессы во всех скоплениях галактик или же "Сосиска" является исключением из правил – в похожей на неё "Зубочистке" подобных волн и возрождения галактик им так не удалось зафиксировать.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 404 | Добавил: astrolabia | Теги: эллиптические галактики, цунами, сосиска, созвездие Ящерицы, созвездие Возничего | Рейтинг: 0.0/0