Главная » 2016 » Сентябрь » 9 » Астрономы нашли «детей» первых звёзд Вселенной
Астрономы нашли «детей» первых звёзд Вселенной
Шаровое скопление Terzan 5

Шаровое скопление Terzan 5, где живут древнейшие звёзды Галактики

Европейские астрономы обнаружили в одном из шаровых скоплений на окраинах Млечного Пути звёзды, которые сложены из материи погибших светил так называемой «третьей популяции», первых звёзд Вселенной, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

«Некоторые черты этого скопления звёзд, Terzan 5, напоминают те вещи, которые мы видим в гигантских молекулярных облаках, где бурно рождались новые звёзды в галактиках, существовавших на заре жизни Вселенной. Похоже, что Terzan 5 представляет собой связующее звено между локальной и дальней Вселенной, и это скопление является последним живущим ныне свидетелем формирования ядра галактики», — заявил Франческо Ферраро (Francesco Ferraro) из Болонского университета (Италия).

Шаровые скопления представляют собой тесные «семейства» из нескольких десятков или сотен тысяч звёзд, существующие на окраинах галактик. Считается, что они возникли в далёком прошлом, что поддерживается большим количеством белых карликов и нейтронных звёзд в их пределах. Возраст самых древних из них, если судить по отдельным светилам в таких скоплениях, приближается ко времени Большого Взрыва или даже превышает его.

Ферраро и его коллеги уже почти пять лет изучают шаровые скопления, пытаясь определить их возраст в среднем и возраст самых молодых и пожилых звёзд внутри них. Такие данные необходимы учёным для понимания того, как рождалась наша Галактика, и как возникли её спиральные рукава.

В одном из таких скоплений, Terzan 5, расположенном в созвездии Стрельца в 19 тысячах световых лет от Земли, типичные возраст звёзд был крайне необычным. Это шаровое скопление, рассказывают учёные, как будто состояло из двух половин. Звёзды в одной из них были относительно молодыми — их средний возраст не превышал 4,5 миллиарда лет, а в другой — крайне пожилыми — их возраст приближался к отметке в 12 миллиардов лет.

Подобное открытие удивило учёных, так как они считали, что все звёзды в шаровых скоплениях рождались примерно в одно и то же время в далёком прошлом, после чего процессы звездообразования угасали и светила начинали постепенно «выгорать», превращаясь в сверхновые, нейтронные звёзды и белые карлики.

Запуск второй волны звездообразования, как считают астрономы, был возможен только в том случае, если первые звёзды в Terzan 5 представляли собой «первенцев» Вселенной — гигантские светила из так называемой «третьей популяции», которые весили в сотни раз больше Солнца и не содержали в себе элементов тяжелее водорода и гелия. Общая масса этих светил, по оценкам учёных, должна была превышать массу Солнца в 100 миллионов раз.

Подобная масса и история формирования, считает Ферраро, роднит Terzan 5 с другой частью Млечного Пути — так называемым балджем, гигантским шарообразным скоплением звёзд в его центре, звёзды в котором тоже рождались волнами. Поэтому данное скопление звёзд, как заявляют исследователи, можно считать последним «кирпичиком» эпохи формирования галактик, который дожил до наших времен.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 230 | Добавил: astrolabia | Теги: Млечный путь, белые карлики, Вселенная | Рейтинг: 0.0/0