Главная » 2013 » Август » 16 » Астрономы измерили магнитное поле чёрной дыры в центре нашей Галактики
Астрономы измерили магнитное поле чёрной дыры в центре нашей Галактики
Пульсар, открытый рядом со сверхмассивной чёрной дырой в центре Млечного пути, позволил измерить её магнитное поле. Зная свойства магнитного поля, можно рассчитать, с какой скоростью чёрная дыра поглощает вещество.

Открытие сделано немецкими астрономами из Института радиоастрономии Общества имени Макса Планка.

Пульсары – это компактные вращающиеся источники излучения переменной интенсивности, отличающиеся сверхвысокой плотностью. Так как пульсары искривляют пространство и время в своих окрестностях и «мигают» через очень правильные интервалы, то они служат сверхточными «часами», чьё присутствие помогает изучать близлежащие объекты.

За последние десятилетия в Млечном пути было открыто множество пульсаров, однако астрономам никак не удавалось засечь хотя бы один такой объект рядом со сверхмассивной чёрной дырой Стрелец А*в центре нашей галактики. При этом, согласно теории, в окрестностях Стрельца А* должны располагаться тысячи радиопульсаров.

Авторам работы посчастливилось найти один из них с помощью космического телескопа Swift. Радиопульсар, получивший название PSR J1745-2900, оказался магнитаром, то есть он обладает исключительно сильным магнитным полем - оно в 100 тысяч миллиардов раз сильнее магнитного поля Земли и в 1000 раз сильнее магнитного поля обычных нейтронных звёзд. «Сначала я едва мог поверить, что мы открыли пульсар в самом центре Галактики», - рассказал Ральф Эту, один из авторов исследования.
PSR J1745-2900. Художественное изображение
Диаметр магнитара составляет всего 20 километров, однако по массе он превышает Солнце. Период между вспышками излучения этого пульсара равен 3,76 секундам. Как и ожидали учёные, магнитное поле сверхмассивной чёрной дыры, измеренное с помощью пульсара, оказалось весьма сильным и динамичным. Специалисты надеются, что новые данные прольют свет на процессы аккреции газа, окружающего Стрелец А*. От них зависит скорость, с которой дыра поглощает вещество, а также испускаемое ею рентгеновское излучение.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 580 | Добавил: astrolabia | Теги: пульсар, swift, магнитар | Рейтинг: 5.0/1