Главная » 2014 » Август » 6 » Астрофизики зафиксировали разрушение трёх звёзд чёрными дырами
Астрофизики зафиксировали разрушение трёх звёзд чёрными дырами
Исследователи из Института космических исследований РАН и МФТИ сообщили об открытии трёх возможных событий приливного разрушения звёзд сверхмассивными чёрными дырами в центрах галактик.

Астрофизики использовали данные, полученные рентгеновскими орбитальными обсерваториями ROSAT и XMM-Newton. Первый из этих двух спутников был выведен на орбиту в 1990 году и проработал до 1999, когда приступил к работе XMM-Newton. Вместе оба аппарата позволили собрать достаточно информации для того, чтобы можно было выявить крайне редкие события — разрушения звёзд сверхмассивными чёрными дырами.

По предварительным оценкам учёных, звезда одной галактики проходит мимо чёрной дыры столь близко, что в результате разрушается, не чаще одного раза в 10 тысяч лет. При этом возникает яркая вспышка рентгеновского излучения, по которой астрономы могут зафиксировать гибель звезды в достаточно далёкой галактике. Однако для этого необходимо отличить такую вспышку от рентгеновских источников других типов. Поскольку мощные всплески излучения возникают в самых разных астрофизических процессах, задача поиска разрушаемых чёрными дырами звёзд оказывается далеко не тривиальной.

Учёные разработали ряд методов, позволяющих определять нужные им события. Самый простой способ избавиться от посторонних сигналов — исключить вспышки в нашей Галактике — у нас всего одна сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути и на периферии заведомо нет звёзд, которые могли бы стать жертвами её гравитации. Исследователи также исключали слишком большие (по угловому размеру) источники и те объекты, спектр которых явно не соответствовал искомому событию; самым главным фактором была зависимость яркости от времени.

Поскольку сверхмассивной чёрной дыре достаточно всего нескольких лет, чтобы полностью поглотить захваченное вещество разрушенной звезды (типично, это около четверти её первоначальной массы), повторные наблюдения через десять лет обязаны выявить многократное уменьшение яркости рентгеновского источника. У учёных были результаты сканирования неба как в 1990-х, так и в 2000-х годах, поэтому они смогли найти такие объекты, яркость которых снизилась по меньшей мере в десять раз.

Итогом анализа стал список из трёх объектов, обозначенных в перечне известных астрономам рентгеновских источников как 1RXS J114727.1+494302, 1RXS J130547.2+641252 и 1RXS J235424.5-102053. Громоздкое обозначение расшифровывается следующим образом — 1RXS означает то, что объект впервые заметили во время первого сканирования неба телескопом ROSAT, а два шестизначных числа после буквы J дают угловые координаты.

Ещё один объект, по словам исследователей, может быть разорванной на части звездой, но собранная статистика не позволяет столь уверенно отличить его от активного ядра далекой галактики. Новые данные позволяют предположить, что разрушения звёзд вблизи чёрных дыр происходят с частотой примерно один случай на тридцать тысяч лет в пределах одной галактики, что достаточно хорошо согласуется с аналогичными оценками, получаемыми по наблюдениям в оптическом и ультрафиолетовом диапазоне.

Неопределённость подобных оценок, однако, продолжает оставаться значительной, поскольку они основаны на очень малом числе событий — полная выборка на данный момент содержит не более двух десятков надежных кандидатов, обнаруженных различными методиками и в разных спектральных диапазонах. Ожидается, что значительный прогресс в этом направлении будет достигнут с запуском в 2016 году космической обсерватории Спектр-Рентген-Гамма, которая будет оснащена двумя рентгеновскими телескопами в мягком (российско-германский прибор eROSITA) и жестком (российский ART-XC) рентгеновских диапазонах. С их помощью в течение четырёх лет будет последовательно проведено восемь новых обзоров всего неба в рентгеновских лучах. При этом чувствительность каждого «снимка» в несколько раз превзойдет предыдущий обзор всего неба обсерватории ROSAT.

По оценкам исследователей (публикация Ильдара Хабибуллина, Сергея Сазонова и Рашида Сюняева в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, электронный препринт доступен на сайте arXiv.org), в ходе наблюдений обсерватории «Спектр-РГ» ежегодно будет регистрироваться несколько сотен таких событий. Это позволит не только более точно измерить их среднюю частоту в локальной Вселенной, но и с большей подробностью изучить взаимодействие сверхмассивной чёрной дыры с окружающим звёздным населением в его наиболее драматичном проявлении.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 574 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0