Главная » 2015 » Май » 7 » Астрофизики доказали, что на знаменитом снимке запечатлено формирование планет
Астрофизики доказали, что на знаменитом снимке запечатлено формирование планет
Недавнее и довольно известное изображение одной из далёких областей космоса стало первым снимком, на котором запечатлена планетная система в процессе её формирования, согласно результатам нового исследования, проведенного астрофизиками из Торонтского университета, Канада.

Члены этой научной команды, возглавляемой Даниэлем Тамайо из Центра наук о планетах Университета Торонто Скарборо и Канадского института теоретической астрофизики, обнаружили, что концентрические щели в диске из пыли и газа, закручивающемся вокруг молодой звезды HL Тельца, на самом деле вырезаны в нём формирующимися планетами.

Снимок системы HL Тельца

Снимок системы HL Тельца, сделанный в октябре 2014 года при помощи ультрасовременного радиотелескопа Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA), расположенного в чилийской пустыне Атакама, сразу после опубликования стал предметом большого числа научных дискуссий.

Хотя многие исследователи, изучавшие этот снимок, склонялись к тому, что наблюдаемые на нём щели в аккреционном диске звезды были вырезаны именно планетами, другая часть учёных относилась к этой идее скептически. Основным аргументом противников гипотезы протопланетного диска было то, что наблюдаемые щели, особенно три внешних, были слишком близко расположены друг к другу. Высказывалось мнение, что планеты, достаточно массивные, чтобы вырезать в газопылевом диске, окружающем звезду, настолько широкие щели, должны были быть разбросаны в космическом пространстве действием мощной силы гравитации и вытолкнуты из планетной системы звезды на ранних этапах её эволюции.

Однако согласно гипотезе, выдвинутой Тамайо в новом исследовании, наблюдаемые на снимке щели всё же отражают процессы формирования планет, при этом протопланеты системы HL Тельца находятся в специальной резонансной конфигурации, которая и объясняет отсутствие столкновений между внешними планетами системы этой звезды. Иными словами, эти протопланеты избегают столкновений друг с другом, благодаря особенному сочетанию их орбитальных периодов. Нечто похожее наблюдается в случае Плутона, который избегает столкновений с Нептуном уже на протяжении нескольких миллиардов лет, несмотря на то, что орбиты этих небесных тел пересекаются между собой.

Система HL Тельца, возраст которой оценивается в менее чем один миллион лет, составляет примерно 36 миллиардов километров в диаметре и находится на расстоянии 450 световых лет от Земли в созвездии Тельца.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 356 | Добавил: astrolabia | Теги: аккреционный диск, HL Тельца | Рейтинг: 0.0/0