Главная » 2013 » Октябрь » 17 » ALMA раскрывает тайну джетов, выбрасываемых из гигантских чёрных дыр (видео)
ALMA раскрывает тайну джетов, выбрасываемых из гигантских чёрных дыр (видео)
Две международных группы астрономов воспользовались мощью телескопа ALMA, чтобы исследовать струйные выбросы (джеты) из гигантских чёрных дыр в центрах галактик и их влияние на окружающее космическое пространство. Учёным удалось получить самые лучшие на сегодня изображения структуры молекулярного газа вокруг близкорасположенной «спокойной» чёрной дыры и неожиданно зарегистрировать основание мощного джета в окрестности удалённой чёрной дыры.
Галактика NGC 1433

В самом сердце почти каждой галактики во Вселенной, включая и наш собственный Млечный Путь, находится сверхмассивная чёрная дыра с массой до нескольких миллиардов Солнц. В далеком прошлом эти необычные объекты были очень активными и поглощали огромное количество окружающего их вещества. В результате они ярко светились и выбрасывали незначительную часть этой материи в виде исключительно мощных джетов. В современной Вселенной большинство сверхмассивных чёрных дыр гораздо менее активны. Но взаимодействие джетов и окружающей их материи всё ещё является важным фактором в эволюции галактик.
Галактика PKS 1830-211

Две новых работы, которые публикуются в журнале Astronomy & Astrophysics, сделаны на материалах наблюдений с телескопом ALMA джетов, выбрасываемых из чёрных дыр, причем одна из них, в галактике NGC 1433, расположена близко к нашей Галактике и относительно спокойная, а другая (PKS 1830-211) является очень далеким и активным объектом.

Обнаружение этого истечения, выносимого из чёрной дыры в центре галактики джетом, показывает, как такие джеты могут останавливать звездообразование и регулировать рост центральных балджей галактик.

Иван Марти-Видал из Технического университета Чалмерса и Космической обсерватории Онсала в Швеции и его группа также наблюдали сверхмассивную чёрную дыру с джетом (источник PKS 1830-211), но этот объект гораздо ярче, гораздо активнее и принадлежит ранней Вселенной. Он выглядит необычно: его мощное излучение по пути к Земле проходит мимо массивной галактики и расщепляется гравитационным линзированием, вследствие чего его изображение раздвоено.

Время от времени сверхмассивные чёрные дыры внезапно поглощают огромные массы вещества, что увеличивает мощность истекающих из них джетов и приводит к появлению излучения самых высоких энергий. Наблюдения на телескопе ALMA случайно зарегистрировали одно из таких событий на PKS 1830-211.

"То, что нам удалось наблюдать на ALMA случай «пищевого расстройства» у чёрной дыры, было просто удивительным совпадением. Мы вели исследования PKS 1830-211 совсем с другой целью, и вдруг обнаружили небольшие изменения цвета и интенсивности излучения в изображениях, создваемых гравитационной линзой. Тщательное исследование этих неожиданных изменений привело нас к выводу, что мы по крайне счастливой случайности наблюдаем как раз тот момент, когда свежая порция вещества входит в основание джета, истекающего из чёрной дыры", - говорит Себастьян Муллер, соавтор второй статьи.

Группа попыталась выяснить, не зарегистрировали ли это мощное выделение энергии другие телескопы, и вскоре обнаружили, что отчётливый сигнал в гамма-лучах был отмечен во время мониторинга с борта спутника Fermi-LAT. Физический процесс, который привел к росту длинноволнового излучения, зафиксированному с ALMA, оказался также причиной резкого возрастания интенсивности излучения объекта до самых высоких энергий, известных во Вселенной.

"Впервые установлена столь отчетливая связь между гамма-излучением и субмиллиметровыми радиоволнами, которые исходят из основания джета, выбрасываемого из чёрной дыры", - добавляет Себастьян Муллер.
Loading player...

Эти две наблюдательных работы – только начало исследований с телескопом ALMA джетов из сверхмассивных чёрных дыр, как близких, так и далеких. Группа Комбе уже исследует с ALMA другие близлежащие активные галактики. Уникальный объект PKS 1830-211, по-видимому, тоже окажется в центре внимания многих будущих работ, выполняемых на ALMA и на других инструментах.

Подготовлено по материалам Европейской южной обсерватории.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 589 | Добавил: astrolabia | Теги: Alma, джеты | Рейтинг: 0.0/0