Главная » 2009 » Март » 4 » Портрет экзопланеты найден на 11-летнем снимке с Hubble
Портрет экзопланеты найден на 11-летнем снимке с Hubble
      Эксперты предсказывают, что от 100 до 200 планет можно обнаружить на старых снимках с телескопа Hubble, если задействовать новую технику обработки изображений, разработанную в Канаде. И первое доказательство не заставило себя долго ждать. Отличилась звезда HR 8799, расположенная в 129 световых годах от Солнца. Она уже была неплохо известна астрономам: в прошлом году группа канадских учёных, в которую входил Дэвид Лафренье (David Lafrenière) из университета Торонто (University of Toronto), получила прямые снимки трёх экзопланет. Заметим, одни из немногих непосредственных изображений экстрасолнечных миров.
      Однако позже другая команда связалась с канадцами и сообщила, что в 1998 году уже изучала HR 8799 при помощи "глазастого" Hubble, и, мол, как же так? — совершенный орбитальный прибор не показал ничего. Лафренье и ряд его коллег решили заняться загадкой, в результате чего родился новый метод обработки космических снимков.
      Дэвид со товарищи составили программу, моделирующую распределение рассеянного света вокруг молодых близких звёзд (к которым относится и HR 8799). При помощи этой модели они смогли вычесть "назойливый" звёздный свет из 11-летних инфракрасных кадров Hubble и, к своему восторгу, увидели на полученных снимках экзопланету b — дальнюю из тройки, открытой в 2008-м. Две другие планеты у HR 8799, расположенные ближе к своему солнцу, этим методом не проявишь, — пояснили канадские новаторы.

HR 8799 b (на обработанных старых снимках она показана стрелкой) весит как 7 Юпитеров, от звезды удалена на 68 астрономических единиц, а её год равен 460 земным

Инфракрасные кадры орбитального телескопа помогли взглянуть на планету b в новом свете, ведь часть потенциальной информации в данном диапазоне "крадёт" земная атмосфера, а на гигантскую чужую планету до сих пор учёные глядели с наземных телескопов. В частности, соавтор исследования Трэвис Бармэн (Travis Barman) из обсерватории Лоуэлла (Lowell Observatory) отметил, что в атмосфере b имеются водяной пар и облака пыли. Заодно была подтверждена круговая орбита увиденного тела.
      Не только авторы работы, но и сторонние астрономы подчёркивают ценность нового метода: огромное количество снимков экзопланет просто остались нераспознанными за наплывом света от родительских звёзд и всяческими световыми помехами (артефактами изображений). Соответственно, череда открытий нас ещё ждёт даже при пересмотре старых снимков, не говоря уже об обработке новых.
      Лафренье известен нам по портрету планеты, расположенной у звезды 1RXS J160929.1-210524, похожей на Солнце, а Бармэн — по обнаружению воды на экстрасолнечном горячем Юпитере.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 1246 | Добавил: astrolabia | Теги: Hubble, экзопланета | Рейтинг: 0.0/0