Главная » 2009 » Январь » 22 » В 120 световых годах от Земли обнаружен Супернептун
В 120 световых годах от Земли обнаружен Супернептун
      Падение яркости звезды лишь на 0,4% (во время транзита планеты) позволило учёным из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) обнаружить любопытный объект около одной из ближайших звёзд. И есть подозрение, что он там не один.
      Вновь открытая планета HAT-P-11b (название указывает, что найдена она сетью автоматических телескопов HATNet) кружит около красного карлика, который имеет размер в 3/4 Солнца и несколько меньшую температуру. Но на самой планете не холодно, а, напротив, царит жара в 593 °C. Секрет прост: HAT-P-11b расположена очень близко к своему светилу. Год на этой планете длится всего 4,88 земных суток.
      Если Нептун обладает диаметром в 3,8 раза большим, чем у Земли, а массой — в 17 Земель, то новый мир в поперечнике насчитывает 4,7 диаметра нашей планеты, а весит как 25 Земель — потому условно именуется Супернептуном. (Тут видна аналогия с Суперземлями, коих набралось не так уж мало).

На заднем плане можно разглядеть некий гипотетический второй мир, наличие которого у звезды HAT-P-11 ещё не подтверждено, но предполагается по данным замеров (иллюстрация David A. Aguilar/CfA)

Несколько сходных с Нептуном миров были открыты в последнее время по колебаниям лучевой скорости своих родительских звёзд. Но "новичок" в созвездии Лебедя — всего лишь второе такое тело, обнаруженное именно по транзиту, а потому "разрешающее" точно измерить и диаметр, и массу (в комбинации с замерами лучевой скорости своего солнца).
      Вторая такая планета — GJ436b — расположена у другой звезды. Сравнение HAT-P-11b и GJ436b, говорят астрономы, поможет проверить ряд теорий формирования планетарных систем и их эволюции. В этой связи особенно интригует, что у красного карлика HAT-P-11 подозревается и вторая планета. Но чтобы точно подтвердить её наличие, потребуются новые наблюдения. Так или иначе, ещё один Супернептун дополняет богатство миров, открытых за пределами Солнечной системы.
      "Семейства" с числом планет больше одной и звёзды, окружённые кольцами астероидов и дающие свет планетам самого разного "достоинства"... Все они дают надежду на то, что Солнечная система — не уникальный "дом", и где-то в Галактике ещё может существовать жизнь.