Главная » 2009 » Январь » 18 » С Земли получен спектр экзопланеты
С Земли получен спектр экзопланеты
      Голландские астрономы, работающие со сравнительно небольшими наземными телескопами, впервые для наблюдений с поверхности Земли почувствовали тепло планеты, находящейся вне Солнечной системы. А измерив ее инфракрасный спектр, они получили первые данные по составу ее атмосферы.
      Ученые из Лейденского университета работали под руководством доктора Игнаса Снеллена. Они наблюдали планету TRES-3b при помощи инструмента WHT из группы телескопов имени Исаака Ньютона, а также из инфракрасного телескопа UKIRT (United Kingdom Infrared Telescope).
      TrES-3b — так называемый горячий юпитер, весит в два раза больше Юпитера и расположена очень близко к своей звезде (намного ближе, чем Меркурий). Ее год длится всего 31 час (Меркурий совершает оборот вокруг Солнца за 88 суток). Изучение спектра показало: температура на ее поверхности составляет немногим меньше 2000 °С (как пишут астрономы, 2040 ± 150К). Кроме того, спектр показывает, что в структуре верхних слоев атмосферы присутствует так называемый инверсионный слой, в котором ее свойства резко меняются, а также большая разница дневной и ночной температур. Статья Снеллена принята к публикации в Astronomy & Astrophysics.

Фото: Leiden Observatory

Группа телескопов имени Исаака Ньютона (Isaac Newton Group of Telescopes, ING) включает в себя три телескопа, расположенных на острове Ла-Пальма, входящем в состав Канарских островов. Это 4,2-метровый William Herschel Telescope (WHT), 2,5-метровый Isaac Newton Telescope (INT) и метровый Jacobus Kapteyn Telescope (JKT). Последние два вступили в строй в мае 1984 года, а четырехметровый «Гершель» — в августе 1987-го.
      Первое в истории астрономии прямое наблюдение спектра экзопланеты с Земли этой группой показывает: строительство сверхгигантских и сверхдорогих телескопов типа системы Very Large Telescope, впервые увидевшей экзопланету с Земли, или вывод в космос аппаратов типа Hubble совсем не умаляют ценности телескопов среднего класса. В бурно развивающейся астрономии работы и открытий хватит всем. Кроме того, единственный инструмент, при помощи которого такие спектры получались до сих пор, — инфракрасный телескоп Spitzer скоро потеряет такую возможность: в нем заканчивается гелий для охлаждения приборов. Так что новые методы исследования экзопланет очень кстати.
      Кстати, и само открытие исследуемого объекта показывает, что эпоха малых телескопов не прошла: планета стала третьей открытой в рамках проекта Трансатлантического обзора экзопланет (Trans-atlantic Exoplanet Survey, TrES). По аббревиатуре проекта ее и назвали. Сеть TrES объединяет небольшие оптические телескопы, многие из которых принадлежат астрономам-любителям. Объединение и обработка сигналов, полученных от многих разнесенных по всей планете телескопов, дает поразительный эффект, который приводит к серьезным открытиям. Судя по всему, именно в создании объединенных сетей различных телескопов возможен дальнейший рост наземной астрономии.
      Возможно, скоро наземные астрономы придумают и новые методы для поиска экзопланет: совсем недавно студенты из того же Лейдена, просто отрабатывая новые алгоритмы, случайно открыли новую планету.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 2424 | Добавил: astrolabia | Теги: экзопланета, спектр | Рейтинг: 0.0/0